Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии. Наряду с этим следует отметить, что интенсификация информационной деятельности в современном обществе настолько велика, что даже специалист, владеющий информационными технологиями на достаточно высоком уровне, не в состоянии справиться с существующими потоками информации. Из этого вытекает необходимость, обусловленная поиском путей воспитания разносторонней, творческой личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
В связи с этим, применяю в работе с учащимися следующие формы
обучения:
учебно-плановую (включающую фронтальную, групповую, парную
и индивидуальную формы - урок);
внеплановую (консультации);
вспомогательную (группы выравнивания).
Организованный урок с фронтальной формой охватывает
работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала с
демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками, обсуждение объектов в
виртуальной лаборатории, музее. Для
урока я использую необходимый материала на CD, либо на
школьном сервере, либо в Интернете. Наличие в классе проектора и интерактивной
доски помогает фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов.
Групповая форма обучения используется мною для
проектной деятельности. Каждая группа работает над своим заданием в проекте, в
результате чего формируется единое решение по проектному заданию для всего
класса. Группа при этом выполняет весь запроектированный цикл активности от
начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы,
связанные с внедрением и сопровождением. При таком уроке приходится тщательно прорабатывать задания для каждой группы и готовить специализированное
дополнительное оборудование, позволяющее ученикам не только выполнить задание
качественно и в единый срок, но и затем объединить каждый фрагмент решения и
получить единый результат. Для каждой группы возможно использование
оборудования различной комплектации: например, группа сбора информации должна
иметь цифровые устройства для сохранения результатов наблюдения за объектом,
процессом, их ввода в компьютер для дальнейшей обработки. Группы обработки
информации должны иметь специальное программное обеспечение. Группа обобщения
результатов должна использовать презентационное оборудование. При этом на уроке
могут использоваться 1-2 компьютера с четким расписанием их использования
группами. Проекты, предусмотренные мною многообразны:
пособия для дошкольников; информационные буклеты-памятки, буклеты-справочники;
информационные каталоги; образовательные модели книг, стендов, наглядных
пособий; электронные фотоальбомы разной тематики, слайдовые мультипликационные
сказки и др. Опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов,
как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике,
формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной
дисциплины, проект для которой реализовывался.
Также на уроках информатики я
широко использую парный метод обучения, сформированный из-за нехватки
компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками,
которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль.
Данный выбор мотивирую тем, что для учащегося помощь товарища
оказывается полезнее, чем помощь учителя.
Для людей
характерна информационная деятельность, связанная, как правило, с работой в
коллективе. Поэтому я применяю учебные дискуссии,
коллективно-распределительные формы работы школьников с учебным материалом.
В то же время при обучении информатике видно быстрое
расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При
проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому
школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий. Таковых
заданий у меня достаточно. Они сформированы самостоятельно с использованием множества литературных источников издательства «БИНОМ.
Лаборатория базовых знаний».
Из опыта работы выделяю следующие формы работы на уроках информатики, какнаиболее эффективные:
фронтальная беседа;
работа за компьютером индивидуально и попарно;
демонстрация презентации или работы программы всему
классу;
обсуждение материала всем классом и последующее
индивидуальное выполнение заданий.
Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в
значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования.
Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным
удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком
временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной
средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе
не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между
учеником и учителем.
Для обеспечения такого контакта
выполняю общие методические требования:
разъясняю ученикам познавательную задачу так, чтобы
она стала их личной задачей;
возбуждаю интерес ребят, мобилизуя их познавательные
усилия и прежде всего их внимание;
обсуждаю с детьми способы решения задачи, проблемы,
разрабатывать гипотезы и пути их проверки;
восстанавливаю в памяти учеников предшествующий
познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;
не устраняюсь от управления познавательным процессом
во время работы школьников на компьютерах.
На практике также мною распространены комбинированные уроки. Такие
уроки имеют разнообразную структуру и обладают рядом достоинств:
обеспечивают многократную смену видов деятельности;
создают условия для быстрого применения новых знаний;
обеспечивают обратную связь и управление
педагогическим процессом;
приносят много отметок;
реализуют индивидуальный подход в обучении.
В комбинированных уроках информатики можно выделить
следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее
изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности,
памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа
по решению новых задач, составлению алгоритмов и так далее, сопровождаемая, как
правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно
объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные
наглядные пособия. В процессе беседы он вводит новые понятия, организует
совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в
дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно
проверять в форме беседы, обсуждения;
4) работа за компьютером (клавиатурный тренажер,
компьютерный практикум, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов урока.
Используя мультимедийный проектор и демонстрационный
экран или интерактивную доску, демонстрирую ученикам различные
учебные элементы содержания курса, ввожу новые технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, беседе, диалогу, решению проблемных ситуаций и так далее.
Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное
дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию
учебного материала. При их систематическом использовании возрастает
(увеличивается) продуктивность обучения. Использую презентации и без мультимедийного проектора, когда объясняю материал, а дети по команде производят смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех
заключается в синхронной, слаженной работе всех участников. Возможна и
полностью самостоятельная работа учеников с презентацией, но это реально при
условии соответствия сложности темы возможностям детей и обеспеченной должным
образом мотивации учеников, чтобы они понимали, для чего это нужно. Стараюсь
четко ставить вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации
должны найти самостоятельно. После такого просмотра важно получить эти ответы,
проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться
к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить. Такая
форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме,
наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать
имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении я прошу
детей самим прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого
понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах объектов.
Презентацию также использую при устном опросе учеников в начале или в
конце урока.
Фронтальные лабораторные работы и практикумы
обеспечивают закрепление и развитие умений и навыков школьников в области
использования средств ИКТ. В условиях лабораторной работы все ученики под
моим руководством одновременно работают на своих рабочих местах с
определенным программным средством, имеющим одно из следующих дидактических
назначений:
освоение нового материала (например, с помощью
обучающей программы);
закрепление нового материала, объясненного учителем
(например, с помощью программы-тренажера);
отработка операционных навыков (например, при работе в
среде текстового или графического редактора);
проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью
контролирующей программы).
Действия школьников могут быть синхронными, например,
при выполнении одних и тех же заданий с одинаковыми средствами ИКТ.
В условиях компьютерного урока управлять деятельностью
учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически
уникальна. Выход для меня состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных
учащихся, «автоформализировать собственный педагогический опыт» в виде
обучающих элементов, использовать имеющиеся программные средства и
информационные ресурсы.
Индивидуальная практическая работа — более сложная
форма работы по сравнению с фронтальной лабораторной. Ее характерные черты:
разнотипность заданий по уровню сложности;
большая самостоятельность;
большая опора на учебник и справочный материал;
более сложные вопросы к учителю.
Эта работа может приобретать черты
учебно-исследовательской практики, когда ученики получают от учителя
индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение
одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в
частности дома). Так, например, ведётся организованная мною
работа по чтению, обработке, классификации, электронному конспектированию в
виде табличного документа электронных компьютерных журналов, электронных
учебников в Интернете. Ещё такое задание выдаю для отработки знаний
и умений по целому разделу (теме) курса (например, по теме «Защита информации»).
Учитывая гигиенические требования к организации работы
школьников со средствами ИКТ, стараюсь успевать следить за тем, чтобы время
непрерывной работы не превышало рекомендуемых норм.
Виды домашней работы для учащихся также разнообразны:
индивидуальная (проверяю знания конкретного ученика с целью коррекции
имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в электронном файле;
групповая (как часть общего классного задания); творческая (составление
докладов, сообщений, макетов слайдов с разным тематическим сюжетом),
дифференцированная, одна на весь класс.
Организую по мере
необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие),
которые проводятся эпизодически.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной
формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером
(а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями,
сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках
заданной темы урока.В связи с этим мной подготовлены следующие обучающие объекты:
ряд тренировочных тестов в школьной информационной системе Net-школа.
Только такая организация уроков предполагает, по-моему мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только
так можно сделать предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.